12 урок - Получение мелкозернистых изображений

Индекс материала
12 урок - Получение мелкозернистых изображений
Правило 1 - Плёнка
Правило 2 - Объектив
Правило 3 - Объект съёмки
Правило 4 - Кадр
Правило 5 - Выдержка
Правило 6 - Однородность объектов и выдержек
Уменьшение зернистости в негативном процессе
Аккуратность и чистота
Проявитель
Степень проявления
Лжезернистость
Сушка
Уменьшение зернистости в позитивном процессе
Конструкция увеличителя

Что такое зернистость.

— Уменьшение зернистости в съемочном, негативном и позитивном процессах

ЧТО ТАКОЕ ЗЕРНИСТОСТЬ

В связи с широким распространением фотоаппаратов для кинопленки, дающих малые негативы 24x36 мм и меньше, фотографы постоянно сталкиваются с явлением зернистости фотографического изображения. Для читателей, занимающихся малоформатной фотографией, возможность уменьшения зернистости имеет существенное практическое значение. Поэтому рассмотрим ее подробно.

Зернистостью называется неоднородность каждой плотности фотоизображения, состоящей как бы из мельчайших темных пятнышек («зерен») на светлом фоне (или из светлых пятнышек на темном фоне).

Явление зернистости изображений наблюдается также при кинопроекции зрителями, сидящими вблизи от экрана. Так как на каждом последующем кадрике зерна приходятся на другом месте, то на экране зернистость иногда обнаруживается в виде «кипения» частиц на участках равномерной плотности.

Не отдельные зерна металлического серебра, образующего изображение, являются причиной зернистости. В светочувствительном слое содержатся миллиарды серебряных зерен, но глаз может увидеть их только под микроскопом, при очень сильном увеличении, которое в обычной фотографической практике не встречается. Отдельные зерна невооруженный глаз не в состоянии различить ни на негативе, ни на позитиве.

По отдельным вопросам, касающимся проблемы зернистости, имеются различные мнения исследователей. Большинство считает, что несколько серебряных зерен могут образовать комок в результате непосредственного соприкасания друг с другом. Такие комки зерен возникают в фотослое при его фабрикации или же зерна сливаются в процессе проявления. Однако комки, состоящие из очень небольшого количества зерен, слишком малы для того, чтобы быть видимыми. Весьма вероятно, что главная причина зернистости проявленных изображений связана с неравномерным распределением зерен и их комков в фотослое. В самом деле, если бы комки и зерна были размещены в фотослое совершенно равномерно вдоль его поверхности и по его глубине, то прозрачность такого слоя на просвет, или его плотность в отраженном свете, была бы совершенно равномерной и никакой пятнистости в изображении нельзя было бы обнаружить.

Если же предположить, что равномерные плотности изображения состоят из небольших чередующихся участков, причем в одних участках зерен несколько больше, чем в смежных, то прозрачность или плотность фотослоя должна казаться неравномерной и вызывать впечатление пятнистости (зернистости). Отдельные пятнышки, таким образом, представляют собой участки, в которых имеется большее количество зерен (и комков), чем в смежных участках. Понятно, что в негативе зерна будут темными, промежутки между ними — светлыми, а в позитиве наоборот: темные пятнышки будут представлять собой изображения промежутков между зернами, а самые зерна выйдут светлыми.

На негативе зернистость не видна. В позитивном процессе, когда негатив проецируется на экран увеличителя, происходит оптическое совмещение: изображение одного зерна перекрывается изображениями ближайших зерен, находящихся в разных плоскостях фотослоя (это легко уяснить на примере деревьев в лесу, стоящих в действительности каждое отдельно, но сливающихся, перекрывающих друг друга, если смотреть через некоторую толщу леса), В толще светочувствительного слоя пластинки или пленки количество элементарных параллельных слоев, в которых размещены микрокристаллы бромистого серебра, достигает 50.

В результате на позитиве получаются компактные изображения кучек или скоплений зерен, становящихся заметными в случае их увеличения в пять и более раз. Они-то и образуют зернистость фотографического изображения, весьма неприятную для глаза.

Между тем для практических целей необходимо, чтобы негатив 24x36 мм допускал по крайней мере десятикратное (до размера 24x36 см) увеличение без бросающейся в глаза зернистости.

Зернистость не одинакова по всему полю изображения. Участки с нулевой и с бесконечно большой оптической плотностью, очевидно, не могут иметь никакой видимой зернистости; максимум ее лежит в средних плотностях (от 0,3 до 0,5 в зависимости от характера фотослоя), Это значит, что зернистость наиболее заметна в светлых полутонах изображения, особенно если они имеют равномерную плотность и значительны по площади.

Фотографическая наука уделила зернистости много внимания. Пожалуй, ни в какой другой области фотографии не было предложено столько рецептов и проведено столько исследований; поэтому теперь имеется возможность осветить практические способы предупреждения образования на отпечатках видимой зернистости или по крайней мере ее уменьшения.

Некоторые фотолюбители ошибочно думают, что мелкозернистость достигается только в негативном процессе в результате применения особенных, известных лишь специалистам проявителей. В действительности же величина зернистости зависит от многих факторов, относящихся ко всем стадиям фотографического процесса,— съемке, негативному процессу и увеличению, а также от свойств негативного и позитивного материалов. Как увидит читатель, таких факторов много: одни из них имеют большее значение, влияние других сказывается менее.

Дополнительно приходится считаться с явлением, которое назовем «лжезернистостью», так как оно не имеет ничего общего с зернистой структурой фотографического изображения. Это оследствия загрязнения посторонними веществами и механических повреждений негатива, которые в конечном счете ведут к усилению общего впечатления зернистости позитива, иногда очень существенному.

Неправильность, допущенная в одном из звеньев цепи факторов, может иногда свести на нет достижения во всех остальных звеньях. Поэтому весь фотографический процесс в малоформатной фотографии от начала до конца должен проходить под знаком предупреждения образования видимой зернистости.

Совсем устранить зернистость не в наших силах; речь может идти лишь о том, чтобы довести ее величину до возможного минимума, а также совершенно исключить лжезернистость.

Каждый из перечисленных выше факторов мы подробно рассмотрим и укажем практические приемы, ведущие к достижению наименьшей зернистости конечного фотографического изображения.

БестМаш.

Давно доказанно, что большинство нарушений на автодорогах страны происходит не из за того что все кругом злостные нарушители ПДД, а по тому, что многие водители просто вовремя не замечают дорожные заки. Поэтому сейчас в России начали внедрять современные светодиодные дорожные знаки. Производством такого чуда техники занимаются на предприятии БестМаш. Изготовленные по современным технологиям светодиодные знаки от БестМаш яркие, их видно из далека, они привлекают внимание и мало потребляют электроэнергии. У них можно заказать установку и купить светодиодные дорожные знаки отвечающие всем современным требованиям.



 
Фото Видео студия ВиМа Статьи 25 уроков фотографии 12 урок - Получение мелкозернистых изображений