Урок №1. Знакомство с фотографией - Элементы фотографического процесса

Индекс материала
Урок №1. Знакомство с фотографией - Элементы фотографического процесса
Устройство фотоаппарата
Объектив и фокусное расстояние
Относительное отверстие или светосила
Диафрагма
Просветленный объектив
Затвор
Механизм для наводки на резкость
Видоискатель
Кассеты
Светочувствительные материалы
Негативные материалы
Позитивные материалы
Химические вещества

ЭЛЕМЕНТЫ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Фотография получила свое название от греческих слов фотос (свет) и графо (пишу) и в переводе на русский язык означает светопись - получение изображений посредством света.
Световые лучи, отраженные каким-либо освещенным предметом и прошедшие через объектив, вызывают в светочувствительном слое фотопластинки или пленки невидимое, скрытое изображение, которое путем последующей химической обработки превращается в видимое изображение (обратное по тональности) — негатив; с негатива изготовляется на светочувствительной фотобумаге отпечаток — позитив.
Таким образом, для получения фотографического снимка необходимы три последовательных этапа:
1) съемочный процесс, или фотосъемка (получение посредством фотоаппарата скрытого изображения снимаемого предмета на фотопластинке или пленке);
2) негативный процесс, или проявление (химическая обработка фотопластинки или пленки для превращения скрытого изображения в видимое — негатив);
3) позитивный процесс, или печатание (получение с негатива конечного отпечатка на фотобумаге).

Фотосъемка.

Для фотосъемки необходим прибор, дающий возможность получить световое изображение снимаемого предмета на светочувствительном слое и одновременно защищающий этот слой от постороннего света. Таким прибором является фотографический аппарат - фотоаппарат. В основном он состоит из светонепроницаемой камеры и объектива. В фотоаппарате, кроме того, имеется затвор, открывающий свету доступ к светочувствительному слою на необходимый промежуток времени, и устройство для изменения расстояния между объективом и задней стенкой камеры. Устройство это позволяет получать резкое изображение предметов, находящихся от аппарата на том или ином расстоянии; оно имеет матовое стекло или иное приспособление для наводки на резкость.
Для наглядности мы рассмотрим "весь ход фотографирования применительно к пластиночным аппаратам («Фотокор», «Москва 3»). Любители, имеющие пленочные фотоаппараты, пусть прочтут внимательно (здесь и в дальнейшем), как работает пластиночный аппарат, как обрабатывается пластинка,— это поможет уяснению процессов, происходящих при съемке и проявлении. Особенности работы пленочными аппаратами в дальнейшем мы рассмотрим подробно.
Перед съемкой аппарат раздвигают, устанавливают па подставку - штатив (при моментальной съемке аппарат можно держать в руках) и направляют объектив на предмет, намеченный для съемки. Затем открывают объектив, который проецирует на матовое стекло уменьшенное и перевернутое световое изображение предмета съемки. Чтобы это изображение было видно отчетливее и чтобы не мешал падающий с боков и сзади свет, камера имеет сзади козырек. Аппарат поворачивают так, чтобы изображение намеченных для съемки предметов поместилось на матовом стекле. Если они велики и целиком не умещаются, фотограф отходит с аппаратом дальше; если слишком малы и желательно получить более крупное изображение, аппарат приближают к снимаемому предмету.
Изображение на матовом стекле, вероятнее всего, получится нерезким, расплывчатым. Тогда передвигают переднюю часть аппарата вперед или назад (или вращают переднюю линзу объектива) до тех пор, пока изображение станет совершенно отчетливым. Это называется наводкой на резкость.
Закончив наводку, объектив закрывают, вынимают матовое стекло и на его место вставляют кассету — особую плоскую светонепроницаемую коробку с выдвигающейся крышкой. В заряженной кассете находится светочувствительная пластинка. Если теперь открыть крышку кассеты и объектив, то па пластинку будет проецироваться то же изображение, которое было видно на матовом стекле.
Для фотосъемки выдвигают крышку кассеты, а затем приводят в действие затвор и производят экспонирование, то есть дают световому изображению предмета съемки в течение некоторого определенного времени действовать на пластинку, чтобы вызвать в ее светочувствительном слое изменения которые в дальнейшем послужат основой для получения постоянного изображения. Затем вдвигают крышку кассеты и вынимают последнюю. На этом процесс фотосъемки закончен.
Промежуток времени, в продолжение которого на пластинку проецируется изображение, называется выдержкой. Этот промежуток бывает весьма различным — от тысячных долей секунды до нескольких минут — и определяется сначала при помощи специальных таблиц, а затем по мере накопления фотографом опыта — на глаз.
По окончании съемки кассету вместе с пластинкой переносят в лабораторию — томную комнату, освещенную специальным неактиничным (не действующим на пластинку) светом. Если хотя бы на мгновение открыть кассету с пластинкой при обыкновенном белом свете, она моментально испортится (хотя это изменение для глаза и не будет заметно). Поэтому необходимо тщательно оберегать непроявленные пластинки от действия дневного или искусственного света.

Проявление пластинки.

Запомните, что при темно-красном лабораторном свете можно обрабатывать пластинки, выпускаемые под названием «Изоорто» (и пленки «Ортохром»). Обработку этих пластинок мы будем описывать и в дальнейшем.
Итак, в лаборатории при безопасном красном свете открывают кассету и вынимают пластинку. На ее поверхности не заметно никакого изображения: оно пока еще невидимо, скрыто, хотя под влиянием света во время съемки в фотослое пластинки произошли некоторые изменения.
Чтобы сделать скрытое изображение видимым, пластинку кладут в плоскую ванночку, в которую налит специальный раствор — проявитель. Пластинка местами постепенно темнеет, на ней появляется изображение черно-серого цвета различной плотности. Светочувствительный слой пластинки изменился в тех местах, на которые при съемке действовал свет. Чем сильнее действие света на те или иные места пластинки, тем больше они изменяются и, следовательно, тем больше темнеют в проявителе. Темные же части предмета съемки отражают на пластинку мало света, поэтому пластинка в этих местах в проявителе почти не изменится, останется молочно-желтой.
Превращение скрытого изображения в видимое называется проявлением. Проявление следует закончить, когда все детали изображения хорошо прорабатываются (на это требуется обычно от 4 до 7 минут). Если проявление продолжать слишком долго, пластинка завуалируется — изображение покроется серым налетом, называемым вуалью.
Проявленная пластинка па просвет непрозрачна, имеет желтый или розоватый оттенок и сохраняет чувствительность к свету. Для того чтобы негатив сделать совершенно несвоточувствительным и прозрачным, что позволит в дальнейшем производить с него печатание на фотобумаге, его после ополаскивания водой погружают в другой раствор — закрепитель (фиксаж). Из закрепителя негатив вынимают, когда он станет совершенно прозрачным в светлых местах (закрепление продолжается 10—15 минут). После этого негатив тщательно промывают в воде и ставят сушиться.
Как уже говорилось, проявлять пластинку следует при безопасном красном освещении. Через несколько минут после начала закрепления в лаборатории уже можно зажечь белый свет - с этого момента он для пластинки безвреден.
Проявление и закрепление носят название негативного процесса. В результате его мы получаем негатив, на котором имеется изображение предмета съемки, но с обратным распределением светов и теней: темные места предмета съемки получатся светлыми (вплоть до прозрачных), а светлые его места выйдут темными (вплоть до непрозрачных). Негативное изображение является промежуточным.

Получение отпечатка на фотобумаге.

Конечная цель фотографирования состоит в получении правильного в тональном отношении изображения снятого предмета. Для этого высушенный негатив накладывают на светочувствительную фотобумагу и подвергают действию света. Свет, пройдя через негатив, действует на фотослой бумаги. Чем темнее отдельные места негатива, тем меньше они пропускают света, и поэтому под темными местами негатива он действует слабо, под светлыми — сильнее. 
В фотографической практике применяются почти исключительно фотобумаги с проявлением, на которых изображение получается невидимым (скрытым), как и на пластинке во время съемки, и должно быть проявлено, чтобы стать видимым, обратным негативу по тональности и соответствующим предмету съемки. Затем отпечаток закрепляется, промывается и сушится. Обработка этих фотобумаг ведется так же, как и обработка пластинок в негативном процессе, в темной комнате, но при более светлом — оранжевом или светло-красном освещении.
Именно так, а никак иначе наши отцы печатали первые свадебные фото - никаких цифровых технологий, всё только руками. 
Отпечаток на фотобумаге называется позитивом, а операции получения его с негатива позитивным процессом.
Кроме описанного контактного способа изготовления отпечатка на фотобумаге, при котором отпечаток получается того же размера, что и негатив, может быть применен проекционный способ печатания, так называемое фотоувеличение. Оно состоит в том, что увеличенное негативное изображение проецируется в темной комнате с помощью проекционного фонаря на светочувствительную бумагу (подобно тому, как проецируется фильм в кино).
Ознакомившись вкратце с тем, как протекают основные этапы фотографического процесса, перейдем к более подробному практическому изложению каждого из них в отдельности.
Эта книга посвящена процессам обычной черно-белой фотографии. Цветной фотографии она не затрагивает. Обработка многослойных цветофотографических материалов, в особенности получение цветных позитивов на бумаге, значительно сложнее соответствующих процессов черно-белой фотографии. Фотолюбитель может перейти к цветной фотографии только после того, как овладеет техникой обычного фотографирования. По принципиальной же схеме оба рода фотографии одинаковы.

Немного отвлечемся от темы. Кто не любит поиграть? Конечно же все! Попробуйте свои силы в мини-игре супер ферма. В ней вы сможете мерятся фермами с друзьями, продавать выращенные фрукты и овощи. К тому же, игра супер ферма онлайн, в неё играет много народу по сети и Вам не будет скучно. Главное достоинство супер ферма бесплатно позволяет насладится всеми этими прелестями!



 
Фото Видео студия ВиМа Статьи 25 уроков фотографии Урок №1. Знакомство с фотографией - Элементы фотографического процесса