Урок 10 - ТЕХНИКА СЪЕМКИ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ и ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЫДЕРЖКИ

Индекс материала
Урок 10 - ТЕХНИКА СЪЕМКИ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ и ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЫДЕРЖКИ
Предельные выдержки
Фотоаппарат в съёмке движения
Видоискатель
Выбор момента съёмки
Определение рабочей выдержки
Съёмка с движением
Съёмка с движущегося объекта
Изобразительные требования

Передвигаясь во время выдержки по фотослою, изображение на негативе получится в какой-то степени нерезким, смазанным по направлению движения. Если расплывчатость каждой точки изображения (диск рассеяния) не превышает определенной величины, то она оказывается незаметной для глаза, и снимок будет вполне удовлетворительным. Максимально допустимая степень нерезкости и здесь зависит от того масштаба, который при проекционном печатании приходится выдерживать негативам разных форматов.

Таким образом, при фотографировании движущихся предметов (или при съемке с движущейся точки) вы сможете получить удовлетворительный по резкости негатив в том случае, если перемещение любой точки изображения по фотослою во время выдержки не превышало предельной величины. Отсюда возникает необходимость определения такой максимально допустимой продолжительности выдержки, которая позволила бы фотографировать подвижный объект без риска получить на негативе смазанное изображение.

Следует заметить, что для фотографа имеет значение не действительная скорость, с которой объект движется на самом деле, а лишь та (кажущаяся) скорость, с которой изображение перемещается по светочувствительному слою. А это далеко не одно и то же. Скорость передвижения объекта съемки имеет практически значение лишь в той мере, в какой она выявляется на фотослое.

Для примера попробуем проследить движение пешехода, идущего со скоростью З км/час, и парохода, плывущего со скоростью 30 км/час. Казалось бы, раз пароход движется в 10 раз быстрее пешехода, то и выдержка для его съемки должна быть в 10 раз короче.

Но предположим, что пешеход проходит на расстоянии одного метра от объектива, а пароход движется по морю в одном километре от фотографа. Человек промелькнет мимо (а его изображение — на матовом стекле или фотослое) в одну секунду; пароход же будет казаться стоящим на одном месте, и понадобятся минуты для того, чтобы его изображение продвинулось от края до края матового стекла. В этом случае для резкой съемки пешехода понадобится выдержка в 100 раз короче, чем для съемки парохода.

Следовательно, скорость перемещения изображения по фотослою зависит не только от собственной скорости объекта, но и от расстояния, на котором он находится от аппарата, то есть от масштаба съемки (чем ближе предмет, тем крупнее изображение и заметнее его продвижение по негативному материалу).

Размер изображения в свою очередь зависит также и от величины фокусного расстояния применяемого объектива (чем длиннее фокусное расстояние, тем больше масштаб).

Наконец, на скорость перемещения изображения по фотослою существенно влияет направление движения фотографируемого объекта по отношению к фотоаппарату. Это легко проверить не только по матовому стеклу, но даже непосредственно по видимой скорости движущихся в разных направлениях предметов.

Станьте у края железнодорожной платформы и на прямом отрезке пути смотрите на приближающийся к вам издали поезд. Он будет казаться движущимся сравнительно медленно. Если же на поезд, движущийся с той же скоростью, как и в первом случае, и проходящий мимо вас, смотреть с того же расстояния сбоку, то он покажется идущим намного быстрее.

Оказывается, когда предмет движется мимо аппарата параллельно фотослою и перпендикулярно оптической оси объектива (угол между направлением движения и оптической осью составляет 90°), перемещение изображения будет наиболее быстрым и понадобится самая короткая выдержка. Если же предмет движется по направлению оптической оси объектива, то есть прямо на аппарат или от него (угол между оптической осью и направлением движения близок к 0°), то изображение уже почти не перемещается по фотослою, а только постепенно растет (или уменьшается) в размерах; тут возможна относительно наибольшая выдержка, в 4 раза длительнее, чем в первом случае. Между первым и вторым положениями существует ряд промежуточных, причем скорость перемещения изображения уменьшается но мере поворачивания направления движения к фотоаппарату (так, при движении под углом в 45° к оптической оси объектива выдержка может быть увеличена вдвое сравнительно с первой). Итак, мы выяснили, что максимально допустимая продолжительность выдержки при съемке движущихся объектов зависит от следующих факторов:

  1. допустимой степени нерезкости негатива;
  2. скорости движения предмета съемки;
  3. расстояния между предметом съемки и фотоаппаратом;
  4. фокусного расстояния применяемого объектива;
  5. угла между направлением движения предмета и оптической осью объектива.

Очевидно, продолжительность выдержки находится в прямой зависимости от факторов 1 и 3 и в обратной зависимости от факторов 2, 4 и 5. Предельно допустимая выдержка уменьшается во столько раз, во сколько увеличивается скорость движения предмета или фокусное расстояние объектива. Выдержка может быть увеличена во столько раз, во сколько увеличивается допустимая нерезкость негатива или расстояние между предметом съемки и фотоаппаратом. Кроме того, предел допустимой выдержки увеличивается (но не пропорционально) по мере уменьшения угла между направлением движения предмета и оптической осью объектива.

Глобальная видеосъемка

Снимаем свадьбы - дорогоЗаказывая профессиональную видеосъемку в первую очередь нужно обратить внимание на работы студии. Узанать - тот ли видеооператор приедет на съемку, чъё видео вам показывают, тот ли видеомонтажер и в том ли объеме выполнит работу над вашей свадьбой. На самом деле эта проблема куда актуальней, чем кажется. Вы, как непрофессионал в этом вопросе, можете посмотреть ролик снятый на 3 камеры с использованием студийного света и бюджетом под 100 000 руб., и заказать съемку на 1 камеру, зачастую далекую по своим возможностям от использованных в рекламном ролике, максимум с накамерным светом и встроенным микрофоном. А в рекламном ролике звук писали с пульта диджея, с микрофонов-пушек камер и общий фон с широкополосного микрофона, и потом всё это сводил звукорежисёр в одну стереодорожку. Как вы уже наверно и сами успели сделать вывод - разница между тем что вы просмотрели и тем что получите будет колосальна. Причем, не профессионал даже не сможет объяснить что не так - в обоих видео будут и звук и видео :) Но одно из них будет захватывать как кино, а другое напоминать хоумвидео :). Именно по этому нужно ли бо вникать во все тонкости видеопроизводства самому и делать осознанный выбор, либо обращаться к профессионалам, например к Videoglobal.



 
Фото Видео студия ВиМа Статьи 25 уроков фотографии Урок 10 - ТЕХНИКА СЪЕМКИ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ и ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЫДЕРЖКИ