Урок №9 - СВЕТОФИЛЬТРЫ

Индекс материала
Урок №9 - СВЕТОФИЛЬТРЫ
Кратность светофильтра
Определение кратности светофильтра
Характеристики светофильтров
Применение светофильтров
Неочевидное использование светофильтров

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН СВЕТОФИЛЬТР

Несмотря на спектральную сенсибилизацию, ортохроматические, изохроматические и панхроматические негативные материалы все же сохраняют наибольшую чувствительность к сине-фиолетовой зоне.

Так, например, около 90% чувствительности «Ортохрома» приходится на сине-фиолетовую зону и только около 10% — на желто-зеленую.

Чтобы тоновоспроизведение было правильным, то есть таким, когда зрительное впечатление от черно-белого фотоснимка соответствует непосредственному зрительному восприятию цветного объекта, необходимо умерить, ослабить действие сине-фиолетовых лучей. Достигается это с помощью очень простого средства: на пути лучей света от предмета съемки к фотослою помещается светофильтр. Он представляет собой прозрачную пластинку плоско-параллельного стекла, окрашенного в массе в тот или иной цвет (или же окрашенную желатиновую пленку, заклеенную между двумя стеклами). Светофильтры по размеру должны подходить к объективу; изготовляются они круглыми (реже квадратными) и заключены в оправу-держатель, посредством которой перед съемкой легко надеваются на переднюю линзу объектива. На оправе светофильтра указывается его марка (сорт стекла) и диаметр оправы или резьбы объектива, для которого фильтр предназначен.

Назначение светофильтра — в той или иной степени задерживать (поглощать) одни лучи (главным образом фиолетовые и синие) и пропускать к фотослою остальные лучи. Такое действие светофильтра называется избирательным поглощением, оно зависит от типа красителя.

Воспроизведение тональных градаций как одноцветного объекта, так и цветного объекта в черно-белой фотографии:

Пропущенные светофильтром лучи (если фотослой к ним чувствителен) вызывают почернения негатива. Наоборот, лучи, задержанные (поглощенные) светофильтром, не достигают фотослоя, соответствующие им участки выйдут на негативе прозрачными. Использование светофильтров, различных по цвету и плотности окраски, позволяет фотографу влиять на черно-белое воспроизведение цветных объектов, получая по желанию те или иные участки фотоизображения более темными или более светлыми.

Наиболее употребительны желтые светофильтры разной плотности — светлый, средний и темный. Рассмотрим пример действия желтого фильтра.

Если сфотографировать без светофильтра на спектрально сенсибилизированном фотослое желто-оранжевый апельсин на синем фоне, то произойдет следующее. Сине-фиолетовые лучи полностью воздействуют на фотослой, в то время как остальные лучи — желто-зеленые и красно-оранжевые — еще не успеют произвести на него достаточного действия. В результате синий цвет, оказавший на светочувствительный слой наибольшее действие, выйдет на позитиве светло-серым, а желтый — чересчур темным, и мы получим черный апельсин на белом фоне. Если же удлинить выдержку настолько, чтобы желтые лучи оказали на фотослой достаточное действие, то апельсин получится в позитиве нормально светлым, но зато синий фон внесколько раз передержится и выйдет почти белым. Желтый светофильтр и служит для того, чтобы, задерживая в той или иной мере наиболее актиничные сине-фиолетовые лучи и пропуская все остальные, выравнивать действие лучей на фотослой и делать возможным правильное тоновоспро-изведение цветных объектов на черно-белом снимке.

Фотолюбителю незачем сразу обзаводиться набором всех светофильтров: красный фильтр вряд ли ему скоро понадобится, оранжевый тоже не часто может быть использован. Почти все фотолюбительские работы можно выполнять с помощью одного светофильтра. Это тоже крайность, но все же лучше приобретать фильтры по мере возникновения в них надобности, чтобы наличие их не побуждало фотографа к необдуманному применению. При покупке одного фильтра возьмите средний желтый, при покупке двух добавьте к нему светло-желтый; трех желтых фильтров будет достаточно почти для любых съемок.

Использование обладающих широкой полосой спектральной чувствительности негативных материалов в сочетании с соответствующим желтым светофильтром делает возможным правильное тоновоспроизведение разнообразных цветных объектов.

Фотографируем цветы

Букет цветовОчень наглядно применение цветофильтров можно показать на примере фотографировани букетов цветов. В букете присутствуют яркие оттенки красного синего и зелёного цвета.

Сфотографировать всё это многообразие красок в чёрно белом фото без применения фильтров невозможно. Поэтому для съемок в первую очередь нужно заказать онлайн красивый букет с доставкой, купить набор необходимых цветных фильтров описанных выше по тексту и методом проб и ошибок начать изучать примудрости фотографирования букетов цветов.

Только благодаря цветным фильтрам вы сможете правильно передать градации цвета в черно белой фотографии.